Работа с грузоподъемным оборудованием относится к виду деятельности повышенной опасности. Поэтому при выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует неукоснительно соблюдать требования к эксплуатации стропов.
Мониторинг состояния строп
Безопасная эксплуатация грузовых стропов требует систематического проведения проверок и осмотров грузовой оснастки. При проведении регулярного осмотра стропов значительно сокращается вероятность внезапного обрыва при подъеме различных грузов. Инструкция по эксплуатации стропов регламентирует срок проведения осмотра (не реже, чем через каждые 5-10 дней). Причем отмечается, что результаты проверки в обязательном порядке должны быть отображены в соответствующем журнале.
Ремонт строп
Изготовлением, ремонтом и проектированием грузовых стропов, могут заниматься исключительно специализированные организации, имеющие пакет необходимых разрешительных документов. Рекомендуется перед сдачей в ремонт грузовой оснастки или покупки новой ознакомиться с сертификатами фирмы-изготовителя для предотвращения возможных внештатных ситуаций. Правилами приемки также предусмотрено проведение приемосдаточных процедур предприятием-изготовителем. При этом отмечается, что требования РД распространяются и на материалы, применяемые для ремонта строп. Согласно требованиям руководящих документов, компания, которая выполняла ремонтные работы, проводит обязательную процедуру технического освидетельствования оснастки. В первую очередь проводится визуальный осмотр, а затем рабочие испытания на нагрузочных устройствах (стендах). Причем нагрузка в среднем должна быть в 1,25 раза выше номинальной рабочей для конкретного вида оснастки.
Правильный процесс эксплуатации строп предусматривает выполнение правил браковки цепей и канатов. Эксплуатирующиеся стропы должны соответствовать требованиям ГОСТов. К работе не допускаются стропы без соответствующих сертификатов и разрешений органов Госгортехнадзора России, без наличия паспорта стропа. Запрещено использовать изделия в работах по перемещению грузов:
- Браковка канатных строп производится:
- при износе наружной проволоки троса более 40%,
- при выдавленном наружу сердечнике,
- при обрыве пряди каната,
- при перегибах каната,
- при проведении сварки элементов стропов,
- при проведении термообработки стальных канатов или нормализации,
- при наличии боковых изгибов.
- Браковка цепных строп выполняется:
- при разнице ветвей по длине 15 мм и более,
- при увеличении или уменьшении размеров отдельного звена более чем на 5%,
- при изменении размеров сечения звеньев более чем на 8%,
- при отсутствии предохранительных замков на крюках.
- Браковка текстильных строп производится:
- при наличии на стропильной ленте узлов,
- при наличии множественных поперечных повреждений строп (в сумме 10% от ширины ленты),
- при множественных расслоениях ленты (в сумме от 20 см),
- при наличии сквозных отверстий (отверстие занимает площадь от 10% ширины ленты),
- при загрязнении более 50% длины строп пассивными веществами,
- при наличии химического воздействия агрессивных веществ (10% по ширине и длине повреждения или единичные площадью от 5 см. кв.).
Правила безопасности при строповке грузов
Для безопасного проведения рагрузочно-погрузочных работ необходимо помимо правил выбраковки знать и придерживаться правил безопасности при работах с грузовой оснасткой:
- Для конкретного вида работ подбираются стропы, которые соответствуют массе и объему перемещаемого груза, расчет стропов производится ответственным лицом;
- В большинстве случаев угол между ветвями должен быть не более чем 90°, за исключением разработанных и утвержденных индивидуальных проектов;
- Запрещен подъем грузов при неизвестной массе;
- Запрещены подъемные работы при наличии узлов и перекручивания элементов строп;
- Грузовые крюки должны располагаться в сторону от центра груза
- При работе с многоветвевыми стропами неиспользуемые ветви надежно закрепляются
- При наличии острых краев используются специальные подкладки;
- При страховке груза с помощью затягивания петель общая нагрузка снижается на 20%;
- Следует учитывать центр тяжести груза при работе с длинномерными изделиями (длина более 2-х метров);
- При отсутствии схем строповки работы с грузовой оснасткой должны проводиться при присутствии ответственного лица.
Игнорирование требований регламентирующих документов при работе со стропами чревато тяжелыми последствиями. Применяемая грузовая оснастка должна быть качественной, надежной, иметь сертификационную документацию.