В строительстве, в складах, портах при выполнении монтажных, погрузочно-разгрузочных, складских, такелажных и других грузоподъемных работ активно используются стальные канатные стропы. Объясняется данный факт их высокой прочностью и гибкостью. Однако кроме канатных, существуют цепные и текстильные стропы, которые обладают своими преимуществами и особенностями. Расскажем, чем можно заменить стальные канатные стропы без ущерба эффективности и безопасности работы.
Канатные стальные стропы
Стропы, изготовленные из стальных канатов, отличаются высокой надежностью, долговечностью и удобством эксплуатации. Их производство регламентировано рядом нормативных актов, среди которых ГОСТ 25573-82 ГОСТ 3241-91, ГОСТ 3241-66 и РД 10-33-93.
В производстве продукции используются канаты круглой свивки, спиральные, одинарной свивки. Реже в изготовлении пауков применяется металлический стальной трос двойной свивки. Изделие состоит из прядей проволок, обвитых вокруг центрального сердечника из органических материалов и маркируется «ОС», реже – металлического сердечника («МС»), пропитанного смазкой (иногда – без пропитки). Наличие органического сердечника придает стропам повышенную гибкость, долговечность, обеспечивает защиту от коррозии и устойчивость на излом. Чаще всего, в качестве сердечника используют пеньку, в том числе в изготовлении строп канатных петлевых (СКП, УСК). При работе в условиях повышенных температур производится замена стальных строп пеньковых на канаты с асбестовым шнуром (без пропитки), реже – на изделия со стальным сердечником. Согласно ГОСТ 5269-93 в качестве сердечника могут использоваться 1, 3 либо 7 прядей пропилена. В производстве данной продукции используются полиамидные нити.
Маркировка стальных канатов следующая:
- I цифра – диаметр каната;
- Назначение – Г (грузовое), ГЛ (грузо-людское);
- Марка – при использовании оцинкованной проволоки – С, ОЖ, Ж.
Детали строп
Канатные стропы включают следующие элементы:
- Серьга (коромысло) – двуплечее металлическое грузоподъемное приспособление, один конец которого фиксируется на крюке, а другой – удерживает свисающие стропы за петли. Вместо серьги может использоваться неразъемное или разъемное (с предохранителем) кольцо;
- Плетеные петли. Верхняя петля фиксируется за серьгу, нижняя – держит крюк;
- Втулка (трубка, выполненная из алюминия или стали). С ее помощью производится опрессовка петли;
- Коуши на стропах – металлические оправки, помещенные в небольшие петли вместе с крюками для обеспечения свободного скольжения помещенных в них кольцевых креплений крюков;
- Крюк – для захвата чалки, рымы, петли и пр.;
- Защелка – подпружиненная пластина, выполняющая функцию предохранительного замка. Применяется для удержания чалки на крюке;
Дополнительно используются захваты, струбцины и прочие приспособления. Весь этот грузозахватный механизм, включающий канатные стальные стропы, называется пауком. Конструкция может предусматривать 4 и более строп. Кроме металлических канатных строп, используются цепные, реже – текстильные варианты.
Преимущества канатных строп
Популярность канатных строп объясняется целым рядом преимуществ продукции. Изделия совместимы со всеми типами погрузочных машин – лебедками, талями, подъемными кранами и пр. Имея в составе 2 и более канатов, они характеризуются относительно небольшим весом, но при этом способны выдерживать повышенные нагрузки, устойчивы к износу. Главными преимуществами канатных строп считаются:
- Долговечность и прочность. На стропы, произведенные из металлических волокон, допускается нагрузка до 100 тонн.
- Изделия могут эксплуатироваться в температурном диапазоне от -60°С до +40°С (при наличии стального сердечника максимальная температура может достигать +150°С);
- Безопасность. Разрушение стальных канатных строп производится постепенно, причем повреждения заметны невооруженным глазом. Это позволяет вовремя заменить канаты, избегая аварий.
Технический осмотр каната и критерии замены
Согласно стандартам ISO 4309 для определения эксплуатационной безопасности каната должна проводиться точная оценка следующих показателей:
- Износа проволоки (уменьшение диаметра стального каната);
- Количества обрывов проволоки и их расположения;
- Внешней и внутренней коррозии;
- Дефектов (повреждений) и износа каната.
Дефекты стального каната
Критерии повреждения, при которых требуется срочная замена стальных канатных строп.
Обрывы/смещение проволок в 2-х прядях каната крестовой свивки. | |
Значительное количество обрывов проволоки, истирание, сильный износ каната крестовой свивки. | |
Обрывы проволоки сразу в нескольких прядях, находящихся вблизи холостого шкива. | |
Обрывы проволоки в 2-ух прядях в результате усталости металла при изгибе и значительного локализованного износа. | |
Дефект «птичья клетка» в малокрутящемся (многослойном) канате, возникший в результате увеличенного угла девиации или усиленного вращением вокруг канавок. | |
Выступ стального сердечника – деформация типа «фонарь». | |
Сильное ослабление проволок с выступом внутренних прядей. Как правило, провоцируется ударными нагрузками. | |
Локальное увеличение диаметра стального каната параллельной свивки, в результате динамических нагрузок, спровоцировавших повреждение металлического сердечника. Присутствие признаков коррозии ветви и существенного износ наружных проволок. | |
Крупный узел с выступом органического сердечника. | |
Перекручивание каната, локальный износ, вытягивание прядей. | |
Локальное уменьшение диаметра каната по причине разрушения органического сердечника. | |
Обрывы проволок и расплющивание каната в определенной области, спровоцированные механическим воздействием. | |
Локальное расплющивание многопрядного каната, вызванное механическим воздействием по причине неправильной размотки с лебедки. | |
Сильный изгиб. | |
Выход каната из канавки шкива с локальным износом, расплющиванием, многочисленными обрывами проволок. | |
Значительный износ, спровоцировавший ослабление проволок и деформацию по плану «фонарь» с риском выталкивания каната со шкива. | |
Непрерывное сплющивание с уменьшением диаметра на 40%. | |
Значительное уменьшение диаметра (более 50%), полностью ослабившиеся проволоки, сильно перфорированная поверхность. | |
Обширная внутренняя коррозия. Существенное уплотнение в контактной области сердечника, уменьшение диаметра каната. | |
Спиральная деформация сплетенных ветвей, риск существенного износа и обрыва проволок . Канат должен быть на постоянном контроле. При наличии деформаций, превышающих допустимые нормы согласно UNI ISO 4309, канат следует заменить. | |
Обрывы проволоки в пряди и слабый износ каната параллельной свивки. Требуется удалить обрывы проволоки, обеспечить канату гладкость. | |
Ослабление проволок одной пряди, обычно равное шагу свивки. Дефект нуждается в наблюдении. | |
Небольшое сплющивание наружных проволок, повлекшее уменьшение диаметра каната. Требуется наблюдение. | |
Начался процесс поверхностной коррозии. Необходимо контролировать состояние каната. |
На что можно заменить канатные стропы
Если предстоит работа с хрупкими грузами, рекомендуется замена канатных строп текстильными. Они мягко и бережно обхватывают товары без риска нанесения ущерба форме, внешнему виду. В условиях экстремально высоких температур лучше выбрить цепные стропы. Данная продукция способна выдерживать температуру до +500°С. Кроме того цепные варианты обладают высокой гибкостью и могут использоваться для всех видов строповки.