Строповка представляет собой комплекс мероприятий по обвязке и зацепке грузов, обеспечивающий их подъем и перемещение в место назначения. Данный вид работ отличается повышенной сложностью и должен отвечать особым требованиям. К ним относится соблюдение типовых схем строповки. Одной из наиболее распространенных является строповка на удавку. Схемы должны отражать методы зацепки, поднятия и перемещения конструкций разного типа.
Виды грузов
- Тип (насыпные, штучные, штабелируемые, в баллонах, жидкие);
- Масса (легковесные – до 0,25 тонны, тяжеловесные – 0,25-5 тонн, очень тяжеловесные – свыше 50 тонн);
- Габарит (негабаритные, габаритные, длинномерные).
Как правильно выполнить строповку груза
Существуют 3 вида стропов – текстильные, канатные и цепные. Текстильный строп считается наиболее уязвимым, его нельзя использовать мокрым при минусовых температурах, а также вблизи открытого огня, в агрессивных химических средах, при сильных порывах ветра. Однако с его помощью можно застроповать хрупкие грузы, не волнуясь о том, что будет нарушена целостность последних. Цепные и канатные изделия лишены этих недостатков, отличаются повышенной прочностью и долговечностью, могут использоваться в широком диапазоне температур.
Для грамотного выполнения строповки следует располагать информацией о грузе. Важно знать:
- Схему строповки. Представляет собой чертеж, в котором указаны способы и места захвата/обвязки. Проводить работы стропальщику и крановщику без ознакомления с данным документом запрещено. Если в частных условиях отсутствует схема строповки, производство работ осуществляется по типовым правилам. Наиболее популярны следующие типовые схемы строповки:
- Перемещение строительных блоков/плит с помощью крюка за петли. Количество строп должно отвечать числу петель, в противном случае может возникнуть риск разлома конструкции. На рисунке показана схема строповки при погрузке краном;
- Перемещение конструкции длиной свыше 2-ух метров предусматривает строповку «на удавку» в области центра тяжести;
- Строповка длинномерных изделий (колонны, трубы, бревна, металлопроката) осуществляется с захватом 2-мя универсальными стропами (УСК) способом «на удавку» при соблюдении расстояния от края не более ¼ длины конструкции. Длина используемого стропа должна быть не менее ¾ длины перемещаемой конструкции, что позволит обеспечить максимально допустимый угол между стропами не менее 90°;
- Строповка листового проката выполняется с привлечением специальных струбцин либо эксцентриковых захватов. Возможно выполнение обвязки универсальными стропами с подкладками в виде досок, деревянных брусьев квадратного сечения;
- Захват оборудования выполняется с помощью специального такелажа – цапф, рым-болтов, закладных, крюков, и пр.
- Массу груза. В большинстве случаев данный параметр указывается на упаковке. При осуществлении грузоподъемных, такелажных работ учитывается вес брутто (в упаковке). Информация о массе продукции должна быть указана в сопроводительных товарно-транспортных документах. Информацию о массе продукции можно получить напрямую у изготовителя, связавшись с ним по телефону или запросив данные на сайте. При неизвестной массе строповка запрещена. Также нельзя поднимать/перемещать «мертвые» грузы (примерзшие, присыпанные и т.п.).
Грузозахватные механизмы
Существуют следующие особенности строповки грузов:
- Небольшие изделия из металла и листовой прокат перемещаются с помощью специальных захватов и скоб;
- Для железобетонных конструкций и стальных деталей используются траверсы. С помощью данных приспособлений можно обеспечить многоярусное расположение продукции. Применяются линейные или пространственные траверсы. Конструкции призваны обеспечить равномерное распределение нагрузки;
- Трубы, бревна, круглый прокат обвязывается с помощью стропа на удавку – путем создания петли или с помощью крюкового соединения;
- Пачки листового проката перемещаются с помощью двухпетлевого стропа по схеме «на удавку». В петли стропа помещают крюки, при подъеме груза происходит плотное затягивание каната;
- При свободной укладке на петлевые стропы важно позаботиться о том, чтобы груз не смещался в горизонтальном направлении.
Способы обвязки грузов
Обвязка грузов производится без использования специальных закладных элементов. Применяются 2 основных способа обвязки:
- Свободная укладка;
- «На удавку».
Первый метод признан наиболее щадящим по отношению к грузу и используемому такелажу. Его выбирают тогда, когда есть уверенность, что строп не будет смещаться вдоль транспортируемой конструкции. Предупредить скольжение стропов позволяет использование распорок;
Строповка на удавку предусматривает использование специальных проставок (досок, брусьев, резины определенной толщины и пр.).
Между грузоподъемностью стропа и способом обвязки существует определенная зависимость:
- При затяжке груза петлей отнимают 20% от грузоподъемности на бирке;
- Угол между ветвями 45°- снижает грузоподъемность на 10%;
- Угол между ветвями 90° – минус 30%;
- Свободная укладка на двух стропах – увеличивается грузоподъемность на 100%.
При соблюдении нескольких условий, грузоподъемность суммируется.
При строповке грузов ветвевыми стропами необходимо придерживаться следующих правил:
- Размер крюка должен отвечать размеру петли или рым-болта;
- Установка крюков должна проводиться от центра тяжести;
- Все петли (рым-болты), предусмотренные производителем, должны быть охвачены крюками;
- Максимальный угол между стропами не должен превышать.
Строповка груза на удавку
Это один из самых популярных способ строповки. Предполагает создание петли вокруг груза, причем один конец стропа должен быть пропущен через другой. Также возможно использование специальных крюков. Затягивание петли происходит под собственным весом транспортируемой продукции. Строповка «на удавку» подходит для использования со всеми видами стропов – текстильными, цепными, канатными, круглопрядными. Данная схема обвязки применяется при работе со штучным грузами (бревнами, трубами, сваями, балкам и пр.) по отдельности и в связке.
а -штучный груз; б — листовой металлопрокат в пакете; в – бухта проволоки; г – балки (двутавр) в пакете; д — листовая сталь в пакете (захваты находятся симметрично относительно центра тяжести и находятся от края на расстоянии 1/3 длины проката); е — зажимное устройство (эксцентрик); 1 – струбцина; 2 – монтажная скоба; 3 – проставка.
Для удобного формирования петли используются специальные крюки – для канатных стропов чокерные, для цепных – с широким зевом, для текстильных – с плоской площадкой. Преимущество данного метода в отсутствие необходимости формировать петлю заранее. При использовании текстильных строп важно, чтобы лента не перекручивалась и легла в зев крюка ровно. При работе с канатными стропами с чокерными крюками можно выбрать вариант, при котором крюк вплетен в петлю, либо когда крюк находится на теле стропа. Второй вариант считается более удобным, универсальным. При выполнении подъемных работ используется чокерный крюк, оборудованный пластинчатым замком-предохранителем. Выбирая стропы для обвязки «на удавку» важно учесть понижающий коэффициент 0,8. Это означает, что грузоподъемность стропа при данной схеме снижается на 20%.