Для подвески грузов при погрузочных и монтажных работах используются съемные захватные приспособления. К ним относятся грузовые канатные стропы.
Канатные стропы производят согласно действующему РД-10-33-93 (Грузовые стропы общего назначения) и ГОСТ 25573-82. Обычно канатные стропы включают детали для соединения и захвата груза: крюки, звенья, канатные ветви.
Типы канатных стропов:
Тип стропа | Условное обозначение типов и г/п стропов по ГОСТ 25573-82 | Условное обозначение типа и г/п стропа по РД-10-33-93 | ||
Обозначение | Грузоподъемность стропа, т*) | Обозначение | Грузоподъемность стропа, т*) | |
Одноветвевой | 1СК | 0,32 – 12,5 | 1СК | 0,50 – 32,0 |
Двухветвевой | 2СК | 0,40 – 16,0 | 2СК | 0,50 – 40,0 |
Трехветвевой | 3СК | 0,63 – 20,0 | 3СК | 0,63 – 50,0 |
Четырехветвевой | 4СК | 0,63 – 32,0 | 4СК | 0,63 – 80,0 |
Двухпетлевой | СКП | 0,32 – 12,5 | УСК-1**) | 0,32 – 32,0 |
Кольцевой | СКК | 0,32 – 16,0 | УСК-2**) | 0,32 – 32,0 |
*) Из представленного ряда выбирается требуемая грузоподъемность: 0,32; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,0; 1,25; 1,6; 2,0; 2,5; 3,2; 4,0; 5,0; 6,3, 8,0 ,10,0; 12,5; 16,0; 20,0; 25,0; 32,0.
**) УСК — универсальный канатный строп.
Для 2-, 3- и 4-ветвевых канатных стропов грузоподъемность определяется при угле наклона 90˚ между ветвями.
Условия, которые обеспечивают безопасность при использовании канатных стропов:
- коэффициент запаса прочности стропа относительно расчетного разрывного усилия каната – не меньше 6;
- коэффициент запаса прочности составляющих деталей – звеньев, крюков (за исключением канатов) относительно их разрушающей нагрузки – не меньше 5.
Изготовление канатных стропов осуществляется двумя методами: способом заплетки вручную или методом опрессовки втулками из алюминия.
Возможны следующие обозначения стропов:
- Одноветвевой, грузоподъемность 1,6 т, длина 2 м— строп 1СК-1,6/2000 РД-10-33-93.
- Двухпетлевой, грузоподъемность 2,5 т, длина 3 м — строп СКП-2,5/ 3000 ГОСТ 25573-82.
- Кольцевой, грузоподъемность 5 т, длина 3,5 м— строп СКК-5/3500 ГОСТ 25573-82.
Нормы и правила выбраковки стропов необходимо соблюдать для безопасной работы.
- В соответствии с документом ПОТ РМ007-98 «Межотраслевые требования по охране труда при разгрузочно-погрузочных работах …», перед использованием стропов необходим их осмотр стропальщиками.
- Работники инженерной службы, которые несут ответственность за безопасное выполнение работ с кранами и иным грузоподъемным оборудованием, обязаны делать осмотр стропов каждые 10 дней.
- Захватные приспособления, которые используются редко, проверяются перед каждой выдачей в работу.
- В обязательном порядке оценивается общее состояние самих канатных тросов, подвесок и крюков. Необходимо осмотреть места обжима каната втулками и состояние мест заплетки.
Запрещается использовать строп в работе, если:
- нет бирки или паспорта стропа;
- есть перекручивание, узлы, и места заломов на канатах;
- число обрывов наружных проволок троса больше значения приведенного в таблице:
Стропы из каната двойной свивки | |||
Длина участка канатного стропа (d – диаметр каната) | 3d | 6d | 30d |
Число видимых обрывов проволок на участке | 4 | 6 | 16 |
- снижение величины диаметра каната по причине износа и коррозии металла более чем на 7 % (даже если обрывы не видны);
- снижение величины диаметра наружных проволок по причине износа или коррозии более чем на 40 %;
- снижение величины диаметра самого каната на 10 % по причине деформации сердечника;
- есть обрыв хоть одной пряди;
- присутствует вытеснение сердечника;
- есть повреждения из-за электрического разряда или температурного воздействия;
- наблюдается изменение формы коуша или износ его сечения не меньше, чем на 15 %;
- наличие трещин на втулке опрессовки каната или ее деформации больше, чем на 10 %;
- нет в наличии предохранительных замков на захватных элементах и крюках.
На крюках, подвесках, звеньях и прочих деталях стропа не допускаются:
- расслоения, наличие трещин, волосовины и надрывы;
- изношенность поверхности деталей или местных повреждений, которые снизили поперечное сечение на 10 % и более;
- изменение начального размера элемента в результате деформации больше, чем на 3 %;
- изношенность резьбовых соединений и повреждение креплений.
Категорически запрещен ремонт канатных стропов.
Гарантийные обязательства изготовителя
- Испытание стропа произведено постоянной нагрузкой, которая в 1,25 раза превосходит номинальную грузоподъемность на протяжении 3 минут.
- Изготовление выполнено с соблюдением ПБ 10382-00.
- В соответствии с руководящими документами гарантийный срок эксплуатации при работе в одну смену — 3 полных месяца для стропов СКК и СКП, и 6 полных месяцев — для других типов.
- На протяжении срока гарантии изготовитель принимает претензии по качеству и бесплатно устраняет дефекты, возникшие по его вине.
- Запрещается использование стропа в качестве страховки и для подъема людей.