Любые операции с тяжеловесными грузами могут быть сопряжены с рисками возникновения непредвиденных ситуаций. Правила строповки грузов содержат требования и рекомендации относительно обвязки и подачи команд крановщику относительно подъема, опускания правила перемещения грузов. От того, насколько грамотно выполнена строповка, зависят жизни людей, а также целостность груза, работоспособность грузоподъемной техники. Для безопасного выполнения технологических операций стропальщик обязан обладать определенными знаниями и навыками, получаемыми во время прохождения обучения с последующей выдачей соответствующего удостоверения.
Как сделать строповку правильно
Для выполнения строповки важно знать следующие характеристики грузов:
- Тип (штучные, жидкие, сыпучие грузы в мешках, газообразные в баллонах, штабелируемые);
- Схема строповки;
- Вес – масса брутто (в упаковке). Легковесные – до 250 кг, тяжеловеснее – до 50 т, весьма тяжеловесные – свыше 50 т;
- Габарит – длинномерные, габаритные, негабаритные грузы.
Правильная строповка производится по специальным схемам, представляющим собой чертежи, на которых указаны точные способы захвата/обвязки груза. Готовые схемы строповки выдаются стропальщикам перед началом работ. Запрещается начинать работу, не ознакомившись с документами. В отдельных случаях погрузка-выгрузка может проводиться по типовым правилам.
Основные правила строповки грузов:
- Обвязка грузов производится в соответствии требованиям ПБ 0-382-00. Стропы подбираются в зависимости от массы и типа поднимаемого груза, с учетом количества ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения должны быть подобраны таким образом, чтобы между углами по диагонали угол не превышал 90°;
- На все грузы разрабатываются схемы строповки. Работы на производстве должны проводиться с использованием специальных устройств (тельферов, рым, петлей и пр.);
- Перемещение грузов, для которых отсутствуют схемы строповки, производится с соблюдением основных правил под руководством сотрудника, ответственного за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов;
- Строповка станков и механизмов, складирование грузов производится по схемам отправителя или документам, разработанным специализированными компаниями;
- Схемы строповки, графическое изображение строповки (обвязки и зацепки) выдаются стропальщику и крановщику на руки либо развешиваются в местах выполнения работ. Собственником крана или эксплуатирующей компанией разрабатываются схемы обвязки узлов и деталей машин, перемещаемых крановым оборудованием во время их демонтажа, монтажа, ремонта с указанием приспособлений, применяемых для безопасной кантовки грузов;
- Грузозахватные приспособления (траверсы, захват и пр.) подбираются в соответствии с характеристиками груза и схемой его строповки;
- Грузозахватное оборудование должно содержать клеймо и металлическую бирку с номером, грузоподъемностью и датой испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения определяется при угле между ветвями 90° (кроме одноветвевых и кольцевых стропов, параметры грузоподъемности которых рассчитываются в вертикальном положении). Строповка конструкций кольцевыми и одноветьевыми цепными стропами в наклонном положении должна проводиться с учетом поправочного коэффициента в зависимости от угла наклона;
- Грузозахватное оборудование, произведенное сторонними компаниями, дополнительно снабжается паспортом;
- На таре (бункерах, ящиках для раствора, контейнерах и пр.) кроме технологических данных должен указываться собственный вес, номер, название и грузоподъемность;
- Строповка конструкций с острыми краями обязана проводиться с использованием специальных прокладок для предупреждения перетирания стропов;
- Крюки стропов направляют от центра перемещаемого груза;
- Для установки конструкции на высоте используются грузозахватное оборудование с дистанционной расстроповкой и др.
Что касается массы груза, данный параметр указывается на упаковке (брутто, в упаковке). Кроме того вес должен быть указан в товарно-транспортной накладной. Данные о массе конструкции можно получить на сайте изготовителя либо связавшись в телефонном режиме с представителем производителя/поставщика. Строповка грузов при неизвестной массе запрещена. Также не разрешается работать с «мертвыми грузами» – подмерзшими, анкерованными, закопанными в землю и т.п.
Обвязка грузов
Обвязка грузов обеспечивает захват и перемещение без применения закладных такелажных элементов. Существует 2 типовых (основных) способа обвязки:
- Свободная укладка. Относится к более щадящим методам строповки – груз укладывается просто между стропами. Используется в случае, когда есть гарантия, что груз не сместиться вдоль. Предупредить скольжение позволяет распорки;
- «На удавку». Строповка методом обвязки ветви стропов производится под своим весом. Это более надежный способ захвата, но имеется риск повреждения груза и ускоренного износа строп. При работе с грузами с острыми краями, под углы помещают проставки из подручных материалов (бруса, доски, толстой резины и пр.), предупреждая риск повреждения такелажа и падения груза.
Техника безопасности при работе с грузоподъемным оборудованием предполагает четкое соблюдение требований ПБ 10-382-00. Определенного ГОСТа по строповке не существует. Действующие нормативные документы регламентируют:
- Требования относительно качества погрузочно-разгрузочного оборудования. Безопасность операции напрямую зависит от надежности оснастки и грузоподъемных механизмов (тельферов, лебедок, ручных талей, другого оборудования);
- Общие требования к строповке и правила безопасности (регламент испытаний грузоподъемного оборудования, применение средств защиты и пр.);
- Требования относительно подготовки грузов к транспортировке и пр.
Как повысить грузоподъемность строп
Существует прямая зависимость между грузоподъемностью стропа и способом его обвязки. Грузоподъемность продукции указана на маркировочной бирке и может меняться в зависимости от выбранной схемы строповки:
- Затяжка груза петлей – на 20% снижает грузоподъемность, указанную производителем;
- Угол между ветвями 90° – на 30% ниже грузоподъемность;
- Угол между ветвями 45° – на 10% ниже грузоподъемность;
- Свободная укладка на 2-х стропах – на 100% выше грузоподъемность.
Если при обвязке соблюдается несколько условий, параметры увеличения или снижения грузоподъемности суммируются. К примеру, при затяжке 2-мя петлями длинномерной конструкции и соблюдении угла между ветвями 45°, грузоподъемность каждого стропа снижается на 50% (20%+30%).
Популярные схемы строповок
Строповка грузов производится по следующим типовым схемам:
- Перемещение строительных блоков и плит выполняется с захватом крюком за специальные петли. Количество стропов должно отвечать числу петель. Последствия нарушения правил строповки грузов могут выражаться в виде разлома конструкций;
- Обвязка грузов длиной до 2-х метров производится с использованием удавки в месте центра тяжести;
- Типовая схема обвязки длинномерного груза (крупногабаритного оборудования, металлоконструкций, бревен, металлических труб и других грузов длиннее 2 м) выполняется с захватом двумя универсальными стропами УСК на удавку при удалении от края на расстояние не более ¼ длины груза. Длина стропа должна составлять не менее ¾ длины груза, что позволит обеспечить максимально допустимый угол между стропами менее 90°. Правила строповки длинномерных грузов учитывают повышенную опасность работы с подобными объектами. При поднятии конструкции, длина которой превышает 2 м, особенно важно учитывать центр тяжести. Длинномерные и крупноразмерные грузы крепятся минимум в 2-ух местах.
- Строповка листового проката выполняется с использованием эксцентриковых захватов или струбцин. Можно производит обвязку с помощью универсальных стропов, к примеру, УСК, и специальных прокладок (досок, деревянных брусков квадратной формы и т.п. );
- Строповка оборудования выполняется за крюки, закладные, цапфы, рым болты, петли и дугой предусмотренный такелаж.
Перейти в каталог товаров
Стропы канатные | Стропы текстильные | Стропы цепные | Комплектующие |