Основной задачей ухода за канатами в условиях их эксплуатации является сохранение формы и структуры каната, приданной ему при изготовлении, и предохранение его от механических и коррозионных повреждений. Это обусловливает соблюдение следующих основных правил хранения, монтажа и эксплуатации канатов.
Стальные канаты поставляются на деревянных барабанах по ГОСТ 11127-78 или металлических барабанах по технической документации завода. Допускается поставка канатов массой до 400 кг в бухтах с наружным диаметром – не более 1200 мм, высота бухты – не более 800 мм, при этом внутренний диаметр бухты должен быть не менее 15 номинальных диаметров каната.
Канаты, поставляемые в районы Крайнего Севера, а также канаты, транспортировка которых предусмотрена морским транспортом, упаковываются в соответствии с требованиями ГОСТ 15846-79 “Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение”.
Хранение канатов – по группе условий хранения Ж2 ГОСТ 15150-69. При хранении каната, намотанного на барабан, ось барабана должна быть параллельна полу, на котором барабан установлен. Поступившие на хранение канаты подлежат немедленному осмотру и смазке канатной смазкой оголенных при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах участков каната. При длительном хранении канаты должны периодически, не реже чем через 6 месяцев осматриваться по наружному слою и смазываться канатной смазкой.
При необходимости испытания каната у его потребителя перед отбором образца должна быть выполнена плотная обвязка конца каната в соответствии с п. 2.10 ГОСТ 3241-80. Отрезку каната производить при помощи механической дисковой пилы. Канаты с металлическим сердечником и канаты закрытой конструкции можно отрезать с помощью электросварки с одновременным провариванием торца каната.
Основным требованием при монтаже каната является предохранение его от раскручивания. Для этого необходимо: выставить барабан с канатом на размоточном устройстве таким образом, чтобы ось барабана находилась в горизонтальном положении. Сматываемый конец каната должен сходить снизу или сверху барабана, который в процессе смотки канта должен подтормаживаться. Расстояние между барабанами должно быть не менее 300 диаметров каната. В процессе монтажа канат должен претерпевать минимальное количество перегибов, особенно знакопеременных.
Правильно
Неправильно
Рекомендуемые способы перемотки канатов
Разрушение проволок каната, как правило, является результатом коррозионно-усталостных явлений в металле и наступает тем быстрее, чем меньшими оказываются соотношения между диаметром органов навивки и диаметром каната. Отдельные рекомендации по выбору диаметра барабанов для стальных канатов разных конструкций приведены в таблице.
Диаметр барабана для канатов различных конструкций
Конструкция каната | ГОСТ | Тип каната | Отношение диаметра барабана к диаметру каната | |
рекомендуемое | минимально допустимое | |||
6×19(1+6+6/6)+1 о. с. | 2688-80 | ЛК-Р | 32 | 27 |
6×19(1+9+9)+1 о. с. | 3077-80 | ЛК-0 | 36 | 31 |
6х25( 1+6+6; 6+12)+1о. с. | 7665-80 | ЛК-3 | 41 | 26 |
6×31(1+6+6/6+12)+1 о. с. | 16853-88 | ЛК-РО | 40 | 23 |
6х36( 1+7+7/7+1 4)+ 1 о.с. | 7668-80 | ЛК-РО | 28 | 22 |
6×37(1+6+15+15)+1 о. с. | 3079-80 | ТЛК-0 | 27 | 22 |
6×7(1+6)+1 о. с. | 3069-80 | ЛК-0 | 70 | 40 |
6х7(1+6)+1х7(1+6) | 3066-80 | лк-0 | 75 | 44 |
6х19(1+6+6/6)+7х7(1+6) | 14954-80 | ЛК-Р | 34 | 29 |
6×25(1+6; 6+12)+7х7(1+6) | 7667-80 | ЛК-3 | 42 | 28 |
6хЗ1(1+6+6/6+12)+7х7(1+6) | 16853-88 | ЛК-РО | 41 | 25 |
6×36(1+7+7/7+1 4)+7х7(1+6) | 7669-80 | ЛК-РО | 35 | 23 |
6×30(0+15+1 5)+7 о. с. | 3083-80 | ЛК-0 | 40 | 28 |
6×30(6+12+12)+1 о. с. | 3085-80 | Трехграннопрядный | 72 | 42 |
6х19(1+9+9)+7х7(1+6) | 3081-80 | ЛК-0 | 42 | 37 |
6×19(1+6+12)+1 о. с. | 3070-88 | ТК | 34 | 29 |
6×37(1+6+12+18)+1 о. с | 3071-88 | ТК | 21 | 18 |
6х19(1+6+12)+1х19(1+6+12) | 3067-88 | ТК | 40 | 34 |
6×37(1+6+12+18)+1х37(1+6+12+18) | 3068-88 | ТК | 25 | 21 |
Из-за больших удельных нагрузок со стороны поверхности ручьев блоков и барабанов на проволоки каната они значительно истираются в процессе эксплуатации каната. Нефутерованные блоки рекомендуется изготовлять из твердой стали. На установках ответственного назначения канаты следует эксплуатировать на футерованных блоках. При использовании мягких футеровочных материалов увеличивается площадь контакта поверхности каната и ручья блока, что способствует повышению срока службы каната. В качестве футеровочных материалов можно использовать дуб, литую резину, резину наборную, транспортерные ленты, пластмассовые материалы.
С учетом предельных отклонений диаметра каната и его уменьшения при вытяжке рекомендуются следующие соотношения профиля блоков:
dк – диаметр каната;
h – глубина желоба блока.
Для уменьшения крутимости и трения каната о реборды блока необходимо, чтобы угол девиации не превышал 1°30′.
Регулярная смазка канатов в процессе эксплуатации значительно увеличивает срок их службы. Смазка предохраняет канат от коррозии и уменьшает его износ на блоках и барабане. Канаты покрывают смазкой при изготовлении по всему сечению, а в процессе эксплуатации – сплошной непрерывной пленкой толщиной 0,1 – 0,2 мм. В качестве смазок применяют торсиол-55, ГОСТ 20458-75, торсиол-35, БОЗ-1 по технической документации. Температура смазки при ее нанесении на канат должна быть 80-100° С. Канат перед нанесением смазки очищают от старой смазки и грязи различными способами.
Наиболее простой из них – очистка при помощи стальных щеток и хлопчатобумажных концов.