Грузоподъемные работы классифицируются как потенциально опасные. Нормы и правила эксплуатации строп, касающихся таких важных моментов, как использование и браковка строп, прописаны в нормативных актах ПБ 10-382-00, ПОТ РМ-007-98 (Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов). Требования пожарной безопасности предусмотрены для каждого вида стропов и отражены в соответствующих разделах РД 24-СЗК-01-01, РД 10-33-93 и РД 11-07-2007. В документах указываются сроки и состав контроля, нормы и условия браковки стропов и грузозахватных приспособлений.
Частота осмотра строп
Состояние всех элементов критично не только для работы грузоподъемного оборудования и сохранности перемещаемых грузов, но, прежде всего, для безопасности персонала, выполняющего операции. Ко всем устройствам и оборудованию, применяемым во время выполнения операций, предъявляются особые требования к стропам относительно их пригодности к эксплуатации.
Согласно требованиям безопасности обязательно проводится осмотр оборудования перед его использованием. Необходимо убедиться в наличии клейм или бирок, целостности устройств.
Лица, ответственные за состояние грузоподъемных механизмов и безопасность выполнения операций с грузоподъемными машинами, выполняют осмотр съемных грузоподъемных приспособлений:
- стропов – каждые 10 дней;
- траверс, тары и захватных элементов – ежемесячно;
- редко используемых грузозахватных устройств – перед выдачей в эксплуатацию.
Порядок осмотра стропов указан в соответствующих инструкциях. Уполномоченными лицами проводится внешний и внутренний осмотр, осуществляется инструментальный контроль, на основании результатов которого составляется заключение о соответствии параметрам, приведенным в паспорте изделий. Осмотр и браковку оборудования должен проводить инженерно-технический персонал, на который возложена ответственность за исправность оборудования и безопасность выполнения операций.
При проведении осмотра стропов следует обращать внимание на состояние следующих элементов:
- лент,
- тросов,
- цепей,
- подвесок,
- концевых элементов,
- карабинов и мест их фиксации.
Важно своевременно выбраковывать стропы, имеющие недопустимые повреждения, дефекты.
Результаты проверки состояния оборудования должны фиксироваться в специальном журнале осмотра. При обнаружении дефектов или повреждений следует указать данные об их устранении.
Заполнение журнала должно проводиться согласно установленной форме с указанием следующих параметров:
- Название стропа и его условное обозначение;
- Порядковый номер;
- Номера паспорта изделия и наименование изготовителя;
- Дата, место и адрес получателя продукции;
- Дата проведения последнего освидетельствования;
- Заключение о возможности использования продукции;
- Подпись ответственного лица.
Условия браковки канатных строп
Канатные стропы, производство которых осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93, должны проходить 3 этапа осмотра:
- Наружный;
- Внутренний;
- Инструментальный.
Осмотр канатной продукции включает проверку:
- Соответствия типа канатов и маркировке стропов данным, содержащихся в паспорте изделия;
- Наличие дефектов/повреждений по длине продукции и их степень;
- Исправность петель на концах каната;
- Состояние внутренних прядей и сердечника стропа.
При каком повреждении продукция подлежит браковке?
Признаки и нормы браковки стропов:
- Обрыв пряди каната;
- Имеются перекручивания и узлы, заломы, перегибы на канатах, раздавливание и т.п.;
- Повреждена либо отсутствует бирка с маркировкой, нет паспорта на изделие;
- Число видимых повреждений и обрывов наружных проволок для каната, имеющего двойную свивку, более 3´d – 4, 6´d – 6, 30´d – 16;
- Из-за действия коррозии уменьшение диаметра каната на 7% и более;
- Под действием коррозии или из-за износа диаметр наружных проволок каната сократился на 40% и более;
- Сердечник поврежден, в результате чего диаметр каната сократился на 10%;
- Износ наружных проволок до 30% диаметра каната;
- Имеется обрыв пряди;
- Выявлены признаки смещения каната в заплетке/втулке;
- Произошло выдавливание сердечника;
- Повреждение вызвано температурным воздействием или электрическим дуговым разрядом;
- Трещина в опрессовочной втулке, деформация коуша более чем на 15%;
- Отсутствие предохранительных замковых элементов на захватных деталях;
- Деформация крюка грузозахватных приспособлений, имеются трещины, надрывы навесных звеньев;
- Разгибание крюка – в результате остаточных деформаций, приводящих к изменению размера элемента более чем на 5%;
- Выпадающие концы проволок оплетки.
Должны четко соблюдаться нормы браковки стальных канатных стропов.
Табл.1. Нормы браковки стальных канатов (стропов) – по начальному коэффициенту запаса прочности, по количеству оборванных проволок на длине 1 шага свивки каната (первая цифра – крестовой свивки, вторая – односторонней).
Табл.2. Нормы браковки стальных канатов
/>
Признаки отбраковки цепных строп
Производство цепных стропов осуществляется в соответствии с ГОСТ 30441-97, ТУ 3150-001-52466920-2005, РД 11-07-2007, ПБ-10-382-00. Продукция данного типа имеет самый большой срок эксплуатации, который составляет 1,5 года.
При регулярном осмотре изделия проверяется:
- Присутствие бирок и маркировки, соответствующих паспорту изделия;
- Исправность соединительных концевых элементов;
- Длина и диаметр звеньев, отклонения показателей в сравнении с исходными параметрами.
Браковка звена цепного стропа:
- При наличии надрывов, трещин, расслоений металла в элементах цепи, наличие погнутости 2-ух звеньев;
- Сокращение диаметра звена в результате износа и прочих механических повреждений более чем на 10%.
- Списание цепных стропов производится в следующих случаях:
- Отсутствие/повреждение бирки или паспорта изделия;
- Отсутствие/повреждение маркировки на элементах изделия;
- Удлинение звеньев более чем на 3%;
- Разница в длине ветвей строп при свободном провисе – более 15 мм;
- Сокращение диаметра сечения звеньев под действием износа – более чем на 10%;
- Отсутствие предохранительных элементов на захватах стропов.
Браковка многоветвевых стропов производится в случае обнаружения разности в длине ветвей.
Предельно допустимое остаточное удлинение для ветвей стропов разных видов:
- Цепные – 1%;
- Канатные – 3%;
- Текстильные – 6%.
width=”1000″ height=”234″ />
Рис.1. Признаки браковки цепных стропов. Браковка цепного стропа в процентах
1 — повреждение продукции; 2 — погнутость звена; 3 — надрыв изделия; 4 — трещина; 5 — износ продукции; 6 — удлинение звена цепи
Нормы выбраковки текстильных строп
Оценка состояния текстильных стропов состоит в визуальном осмотре изделия на соответствие маркировке на бирке данным паспорта. Проверяется исправность петель и швов, захватов и соединительных элементов. Продукция обязательно проходит осмотр с использованием соответствующих инструментов с целью выявления дефектов и определения размеров элементов.
Текстильные стропы подлежат браковке в таких случаях:
- Отсутствие маркировки или бирки;
- Поперечные разрывы, порезы лент;
- На несущих лентах имеются узлы, вне зависимости от их размеров;
- При расслоении нитей на лентах. Местное расслоение ленты более чем на 0,5 м, с разрывом 3 и более строчек. При расслоении на заделке края более чем на 20 см и отклонений края у петли протяженностью более 10% длины сшивки;
- Продольные разрывы, порезы – более 50 мм, суммарная длина – не более 10% ветви изделия;
- На сквозных отверстиях, образовавшихся в результате повреждения острыми предметами или ожогов диаметром более 10% ширины текстильного стропа. При наличии 3 и более отверстий на удалении менее 10% ширины ленты;
- При химических повреждениях (кислотами, щелочами, растворителями и пр.) и поверхностных обрывах лент, единичных повреждениях свыше 10% ширины ленты;
- При загрязнениях более половины длины стропа грунтами, смолами, красками, цементом, нефтепродуктами и пр.
Условия, при которых запрещена эксплуатация текстильных ленточных стропов:
Рис. 1 — загрязнения текстильного стропа
Рис. 2 — общая длина порезов, разрывов более чем 10% от общей длины
Рис. 3 — более трех сквозных отверстий
Рис. 4 — поверхностные обрывы ленты, выпучивание нитей – более чем 10% от толщины ленты
Рис. 5 – повреждение стропа от воздействия химических веществ
Рис. 6 — отсутствует маркировка
Рис. 7 — отслоение края ленты или сшивки изделия у петли более чем 10% от длины сшивки
Рис. 8 — расслоения в местах заделки краев текстильного стропа
Правила браковки текстильных стропов распространяются и на конструкционные элементы текстильного стропа (петлях, скобах, подвесках, звеньях и пр.).
Недопустимы следующие повреждения данных конструкций:
- Деформация или износ поверхности, способствующие уменьшению площади поперечного сечения элемента на 10% и более;
- Трещины любых размеров;
- Повреждения элемента, сокращающие его первоначальный размер более чем на 3%;
- Повреждения резьбы и крепления.
Стропы, выполненные из полимерных материалов, запрещено хранить на полу, вблизи источников тепла и УФ-излучения, на поверхностях, поврежденных коррозией. Нельзя совместно хранить забракованные и пригодные изделия.
Перейти в каталог товаров
Стропы канатные | Стропы текстильные | Стропы цепные | Комплектующие |